Географическое расположение Баклушинского сельского поселения, Павловского района Ульяновской области
Граница Баклушинского сельского поселения проходит с севера по границе с Павловским городским поселением, оврагу Озерный – 13 км на юг: по административной границе Павловского района с Саратовской областью, р. Таланихой, оврагу Баклушинский на Юго-запад 15 км, на север -2 км: далее на север 9 км, на северо-запад 11 км по административной границе Павловского района с Пензенской областью до точки пересечения с границей Павловского городского поселения. До районного центра Павловка 20 км, до областного центра г.Ульяновск 300 км.
Территория поселения входит в состав муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области.
В соответствии с Законом Ульяновской области, в состав поселения входят следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями:
1) село Баклуши;
2) село Муратовка;
3) деревня Плетьма;
4) деревня Сытинка;
История становления Баклушинского сельского поселения, Павловского района Ульяновской области.
Существует несколько версий о том, как возникло село Баклуши. Как то даже в районной газете кто-то написал статью об истории нашего села и в статье утверждал, что местечко, где расположены Баклуши, при крепостном праве служило для выселки ленивых крестьян. Вот это поселение, по мнению автора, с тех пор и стали называть Баклушами. Но это совершенно противоречит психике и духу трудолюбивых баклушан. Это видно из того, что другие источники говорят совершенно о другом, о нелегком повседневном труде, содержание которых будто бы и легло в основу названия села.
Некоторые документы говорят о том, что на месте, где сейчас расположено село Баклуши и окрестные села, был густой лес и совершенно не было Пахотных земель. Местные крестьяне – поселенцы, добывали себе средства существования тем, что промышляли в лесу, бортничали, драли лыко и плели лапти, охотились и изготовляли утварь, необходимую в крестьянском хозяйстве – телеги, колеса, сани, заготовки для ложек. А отсюда видно, что Баклушинский крестьянин был и остается трудолюбив.
Действительное возникновение села Баклуши объясняет Новичков Иван Иванович, который, будучи волостным писарем, в 1919 году сдавал архив Баклушинского волостного правления и перебирая документы, наткнулся на папку с бумагами о возникновении с.Баклуши, написанную церковными слушателями. Действительно на месте, где располагается село, во время царствования Ивана Грозного, был глухой лес.
Земли с лесом были куплены помещиком Архангельским, который понимал толк в земле, а земля в Баклушах – чернозем.
Вот и решил он свести лес, а на месте, освобожденном от леса, заниматься хлебопашеством. С этой целью он нанял окрестных крестьян на работу. Новичков И.И. читал договор, который начинался так: «Во имя отца и сына и святого духа, мы нижеподписавшиеся – помещик Архангельский и крестьяне договорились…»
Вскоре на освобожденную землю помещик поселил крепостных крестьян, которые были привезены из разных мест и были разной национальности, но большинство русские. Так появилось поселение с названием Архангельское. В XVIII веке Архангельский продал его другому, помещику Баклушину, который владел им до реформы 1861 года.
Раньше 2/3 всей земли в нашем селе принадлежали барину и только 1/3 крестьянам. Крестьяне несли барщину, т.е. три дня в неделю работали на барина. Женщины пряли, ткали, ухаживали за барским скотом, огородами, заготовляли на зиму дрова, строили различные постройки. Три остальных дня они работали в своем хозйстве.
В 1902 году барин распродав землю крестьянам, уехал из села. Все управление в селе перешло общине. Главный в селе был старшина Флюгов, выбранный общиной. Земля уже не стала принадлежать крестьянам.
Село Муратовка образовалось в начале XVIIIвека при царствовании Петра Великого. Мусульманин Али Мухаммедалиев поразил своим искусством Перта Первого, играя при нем на скрипке. И царь за это подарил Али креп (право) на пользование земли в количестве 128 четвертей, то есть 250 десятин на желаемом месте.
Креп был подписан в Москве лично Петром Первым. После этого Али Мухаммедалиев с крепом на пользование землей появился в наших краях и завладел ею. Грань проходила между чувашскими селениями Илим-гора и Бикмурзой по русскому селению Баклуши.
В те времена места, где ныне расположена Муратовка, окружающие ее села были покрыты густыми лесами и тонкими болотами. Отчасти эти болота сохранились и до нашего времени.
В конце XVII века с войском пришел первый посланец ислам, в количестве 10000 человек. После выполнения своей задачи мусульмане остались в этих краях, в русских владениях. Но так как они остались здесь по своему желанию, русские им земли не давали. Надо отметить, что мусульмане очень простые люди, и они не хотели ссорится с русскими, поэтому они стали воевать за чужую землю и поселились кто куда.
После этого Али Мухаммедалиев приглашает к себе, завещает: «У кого земли нет, пусть придут ко мне».
Мусульмане стали переселяться из разных сторон на земли Али. Он пригласил из с.Канадея муллу Биктимира служить в своем владении и дал ему большие права, потому что он приглашенный проповедник. Биктимир мулла долго служил на Алиевой земле. У него четыре сына: Абдрязяк, Байзит, Туртар, Мансур, от которых пошел род нашего населения.
В последствии эти селения разделились на две части. Общество Мансуровка, от имени Мансур, который владел землями отца Биктимира. Другое общество Муратовка, от имени Мурат. По наследству Ши Мурат стал владельцем половины земли. Поэтому село называется Муратовка.
Интересно то, что общество Мансуровка, то есть половина села была Кузнецкого уезда, а общество Муратовка -другая половина - Вольского уезда.
В те времена Муратовка была богата фруктовыми садами. В тех садах было огромное количество пчело-пасек. Особенно отличались пасеки у Мансура, а также у муллы Садыка, который считался более грамотным и умным муллой.
Даренный Петром Великим креп на пользование землей после смерти Али остался у муллы Биктимира, затем перешел к его сыну Мансуру, таким образом в последствии оказался у Ядихана-бабая, он имел двух жен. В последствии стало известно, что Ядихан-бабай продал баклушинским русским часть земель. Жамали мулла решил во что бы то ни стало отнять у Ядихана креп. Воспользовавшись моментом отъезда Ядихана в Саратов, он уговорил молодую жену Ядихана и женился на ней. Жамали мулла взял у нее креп, а ее отправил на Родину «село Мочилки».
Когда вернулся Ядихан домой и услышал об истории, то пошел в Баклушинскую церковь и бил в набад с досады. А для мусульман тогда было как крещение. Вскоре он умер, но мусульмане отказались хоронить его на своем кладбище, а баклушинские не приняли его, потому что он мусульманин. После этого его схоронили на границе между Муратовкой и Баклушами около ветряной мельницы, которая стояла там до 1964 года.
Креп после Жамали муллы остался у Шихаб муллы, который в 1930 году был раскулачен, а потом неизвестно где умер и исторический документ – креп после него исчез.
Когда на нашу Родину напали немецко-фашистские захватчики, села Баклуши, Муратовка отправили своих сыновей, мужей на защиту Отчизны. В селах остались женщины, старики и дети. Работали в две смены, спали на поле, домой приходили два раза в неделю. Женщины сели на трактора. Жители помогали фронту, чем могли. Отправляли на фронт продукты, теплую одежду, делали все, чтоб приблизить час Победы.